Семинар в Минске 2024
ИПК
АТП
УПРЗА 4.70

НМУ. Вопросы-ответы

Нужно ли учитывать фон при разработке проектов НМУ?

Нужно.

В пункте 6 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019 помимо прочих оснований приведен расчет рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе по приказу Минприроды РФ № 273 от 06.06.2017. Данным приказом предусмотрен расчет рассеивания с учетом фоновых концентраций п. 11.1.

Также следует обратить внимание на п. 12 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019: «Мероприятия НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки». Данное положение можно трактовать, как совместно с источниками ОНВ, так и сторонних объектов (фон).

Письмо Минприроды РФ № 12-50/11845-ОГ от 14.09.2020

Также следует отметить, что в периоды НМУ имеются источники, на которые мы никак повлиять не можем. Например, автотранспорт или АИТ. Но эти источники учтены в фоне. Поэтому фон при разработке планов на периоды НМУ должен учитываться.


Нужно ли увеличивать фон на 20, 40 и 60 % при разработке проектов НМУ?

Нужно.

Ответ — в письме Минприроды РФ № 12-50/4498-ОГ от 08.04.2021:

Периоды НМУ способствуют росту концентраций загрязняющих веществ, формируемых выбросами всех источников. По мнению Минприроды России в целях обеспечения благоприятной окружающей среды целесообразно при расчетах в соответствии с п. 10 Требований при НМУ предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.


Эксперт настаивает на проведении расчета рассеивания по увеличенным на 20, 40 и 60 % выбросам. Правомерно ли это требование?

Такой нормы права приказ Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019 не содержит.

В пункте 10, на который, возможно, ссылается эксперт, речь идет об увеличенных концентрациях, а не об увеличенных выбросах в периоды НМУ.

Следует отметить, что концентрация в приземном слое в периоды НМУ увеличивается не за счет изменения в большую стороны выбросов ИЗАВ, а за счет изменения метеопараметров.

Согласно РД 52.04.52-85 п. 3.1 к НМУ относятся: приподнятая инверсия выше источника, штилевой слой ниже источника, туманы.

Такие условия учесть при расчетах рассеивания по приказу Минприроды РФ № 273 от 06.06.2017 нельзя. Данный приказ позволяет рассчитать 98-ой процентиль функции распределения концентрации. 2 % вероятностей приходятся на НМУ.

В настоящее время нет методики, которая позволяла бы произвести расчеты рассеивания именно в периоды НМУ. Чтобы перекрыть 2 % вероятностей возникновения более высоких концентраций из-за НМУ, производят механическое увеличение полученных концентраций при нормальных метеоусловиях на 20, 40 и 60 %.

Вывод: требование эксперта незаконно.


Нужно ли производить расчет среднегодовых концентраций при разработке проектов НМУ?

Периоды НМУ носят кратковременный характер и не могут наблюдаться длительный период времени. Поэтому, исходя из здравого смысла, при наступлении периодов НМУ предприятие может уменьшить г/с-ный выброс. Именно этот выброс является исходным данным для расчета максимальных разовых концентраций. При расчете среднегодовых и среднесуточных концентраций используются другие выбросы.

Превышение среднесуточной или среднегодовой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, образуемой ОНВ за границей своей территории и увеличенной на 20 %, 40 % или 60 %, относительно ПДКсс и ПДКсг для загрязняющего вещества, определенных в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21, не является поводом для разработки и проведения мероприятий по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с п. 10 приказа Минприроды РФ № 811 от 28 ноября 2019 г. в случае, если расчетное увеличение максимальных разовых концентраций по этому же загрязняющему веществу на 20 %, 40 % или 60 % не вызывает превышения ПДКмр для этого загрязняющего вещества.

Исключением, на наш взгляд, может быть ситуация, когда ПДКмр по этому же загрязняющему веществу отсутствует, а ПДКсг (только ПДКсс) имеется. Раньше (до приказа Минприроды РФ № 273) для таких веществ фактически проводились расчеты максимальных разовых концентраций, их результаты делились на 10 и сравнивались с ПДКсс (ПДКсг), т. е. фактически в качестве ПДКмр бралось 10 ПДКсс (ПДКсг).

Для этого вещества следует провести расчеты среднегодовой концентрации по упрощенному алгоритму (формула 144 приказа Минприроды РФ № 273) и при превышении полученных концентраций ПДКсг (только ПДКсс) разрабатывать мероприятия при НМУ. При этом уменьшать было бы необходимо максимальный (г/с) выброс в эти периоды.


Почему по веществу нет превышений, но оно включено в план мероприятий?

Значит по группе суммации, в которую входит это вещество, есть превышение. А так как в выбросах ИЗАВ присутствуют именно вещества, а не группы суммации, то и снижать выбросы мы должны именно для компонентов группы, а следовательно в план мероприятий включаются ИЗАВ их выбрасывающие.

Основание — п. 10 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019: «В Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды,… могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее — ПДК) (с учетом групп суммации)».


Вещество не нормируется, но включено в план мероприятий в период НМУ. Почему?

Вероятно, есть превышение по группе суммации, в которую входит данное вещество.

Кроме того, возможно, что при задании условий отбора веществ Вы выбрали опцию «все». В этом случае программа определила это вещество, как нормируемое.


Отрицательная эффективность мероприятий. Почему?

Отрицательна эффективность может свидетельствовать о том, что выбросы до мероприятий были меньше, чем после мероприятий.

А это значит, что базовый расчет рассеивания при нормальных метеоусловиях и расчеты рассеивания выполненные на режимы НМУ были выполнены при разном наборе исходных данных (разное количество источников), либо при разном задании на расчет (фон, учёт источников в расчете, перебор метеопараметров и т. д.).


Снижаю выбросы, а эффективность мероприятий по концентрации практически не меняется. Почему?

Вероятно, вы проводите расчеты рассеивания с фоном, который превалирует над выбросами источников. Поэтому снижение выбросов источников ОНВ не позволяет значительно уменьшить концентрацию, чтобы достигнуть желаемой эффективности. Можно предложить выполнить два проекта. Один с фоном, другой — без фона, в котором будет отражена истинная эффективность мероприятий, которые предлагается выполнить в периоды НМУ.


Что делать, если технологический процесс производства не позволяет разработать и реализовать мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ?

При невозможности снижения выбросов в силу технологических особенностей производства, например, на очистных сооружениях, полигонах ТБО и пр. сокращение выбросов следует предусматривать на источниках, которые не вносят основной вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха рассматриваемым веществом (например, на источниках вспомогательного производства). Данные мероприятия следует предусмотреть даже в том случае, если снижение выбросов не обеспечит необходимое сокращение концентраций в соответствии с п. 12 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019. В проектных материалах следует дать соответствующее обоснование по невозможности сокращения выбросов в период НМУ.

В Письме Минприроды РФ от 03.08.2020 № 12-50/9761 указано:
«По вопросам разработки для конкретного предприятия, с учетом его производственной деятельности и места расположения, мероприятий при НМУ целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации».


Чем руководствоваться при выборе контрольных точек при определении перечня ЗВ, для которых надо разрабатывать мероприятия в период НМУ, надо ли выбирать контрольные точки на границе СЗЗ?

В п. 10 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019 указано, что в перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, расчетные приземные концентрации которых в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ (далее — контрольные точки) при их увеличении на 20 %, 40 % и 60 % могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Под точками формирования наибольших приземных концентраций следует понимать максимальные значения концентраций (по абсолютной величине) на нормируемых объектах, полученные расчетным путем в соответствии с МРР-2017.

Таким образом, в п. 10 дается ссылка на контрольные точки, характеристика которых раскрыта в пп. 11 и 16 Приказа: «на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях».

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования, является объективным показателем необходимости разработки мероприятий при НМУ и позволит снять избыточные требования для промпредприятий, зона влияния которых не распространяется на населенные пункты и которые не формируют на границе нормируемых объектов уровни приземных концентраций, указанные в п. 10 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019.


Что должно быть в обосновании, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в период НМУ не требуется?

В том случае, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов не требуется, в соответствии с п. 18 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019 составляется пояснительная записка, сформированная с учетом рекомендаций приложения 2.

При этом предоставляются общие сведения о предприятии, анализ результатов государственного экологического надзора и санитарно-гигиенического мониторинга, номера протоколов и другая документация, показывающая отсутствие превышений ПДК на границе СЗЗ, краткая характеристика основных технологических процессов и характеристика их воздействия на атмосферный воздух.

В разделе «Перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ с обоснованием включения в него загрязняющих веществ» приводится анализ разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ, перечень разрешенных к выбросу ЗВ, перечень контрольных точек, принятых в соответствии с требованиями п. 11 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019, результаты расчета рассеивания ЗВ и групп суммаций при штатном режиме работы предприятия с учетом фона в табличном варианте, которые показывают, что на границе жилой зоны концентрации загрязняющих веществ с учетом групп суммаций при их увеличении 20, 40 и 60 % для трех режимов НМУ, соответственно, не превышают ПДК населенных мест.

В разделе «Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, от которых необходимо сокращать в период НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов» делается вывод, что на ОНВОС отсутствуют загрязняющие вещества, выбросы которых необходимо уменьшать в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней, следовательно, отсутствуют источники, на которых необходимо уменьшать выбросы в период НМУ.

В соответствии с п. 17 приказа Минприроды РФ № 811 от 28.11.2019 в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней осуществляются организационные мероприятия. В разделе приводится перечень организационных мероприятий, сформированный с учетом специфики ОНВ.

В разделе «Результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий» делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени, расчеты рассеивания не проводились.

В разделе «Предложения по проведению контроля за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ» делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени контроль на источниках выбросов и в зоне влияния предприятия не проводится.


Программы, которые помогут в разработке планов мероприятий в период НМУ

22.03.2023 15:01:00

Наверх